Преподаватель психолого-педагогических дисциплин, I квалификационной категории ГОУ СПО «Сарапульский педагогический колледж» Оленева Юлия Борисовна
Планирование внеклассной деятельности по программе «Гражданского воспитания студентов и учащихся» на основе личностно-ориентированного подхода.
Живет лишь тот, кто творит. Русская народная пословица .
Личность – субъект деятельности, включенный в общественные отношения. Каждый субъект деятельности одновременно является ее автором. Но поскольку степень авторства различна, постольку различны уровни личности уровни ее сознательности. (Философский словарь)
Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.
Принципы реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании (по Щурковой Н.Е.). 1. Установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «студент-преподаватель-группа». 2. Уважение самооценки личности студента. 3. Вовлечение студента во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера. 4. Постоянное усложнение и повышение требовательности к студенту в ходе избранной деятельности. 5. Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания.
Требования к методам и приёмам личностно - ориентированного подхода (по Е. В. Бондаревской). диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития студента; предоставление студенту необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Этапы планирования воспитательной работы. 1 этап. Диагностический. 2 этап. Аналитический. 3 этап. Проектировочный. 4 этап. Корректирующий.
1 этап. Диагностический. 1. Метод ЦОЕ (ценностно-ориетировочного единства). 2. Методика изучения склонностей студента. Тест Айзмена. 3. Карта потенциальных возможностей учащихся. 4. Социометрия. Результаты диагностики по методу ЦОЕ.
2 этап. Аналитический. Выводы: 1. Степень ЦОЕ=0,33 - это свидетельствует, что группа недостаточно развитая. 2. Слабо выражены склонности студентов к таким направления, как техника и математика (2,6), физкультура и спорт (3). 3. Слабо сформированы такие потенциалы развития личности как физический (3) и эстетический (3,3). 4. На основании социометрического исследования в группе выявлено: 4 формальных и 2 неформальных лидера; 5 человек имеют статус – изолированного; 4 человека – статус непризнанного.
3 этап. Проектировочный. На основании выявленных особенностей группы поставлена цель воспитательной работы: раскрытие индивидуальности каждого студента, формирование общих ценностных ориентаций и интересов в группе.
Процессуальные задачи воспитательной работы: 1.Создание положительного эмоционального фона, через использование активных методов группового воздействия. 2.Создание условий для продуктивного общения и самодеятельности студентов в соответствии с их психологическим статусом. 3.Использование психологических (мотивация, стимулирование, учет интересов, выявление задатков) приемов при обучении и воспитании, для формирования адекватной самооценки и уровня притязаний. 4.Внедрение студента в деятельность, при которой он может стать соавтором значительного культурного акта, прикоснуться к прекрасному и проявить свои лучшие качества.
Результативные задачи: 1. Формирование у студентов представления о самосознании и самовоспитании, через умение анализировать свою деятельность. 2. Воспитывать чувство прекрасного; развивать творческие способности; формировать эстетические вкусы и идеалы. 3. Сформировать навыки культурного поведения, взаимоотношений в колледже, воспитание в них уважения к колледжу, преподавателям, традициям. 4. Дать представление о мире в его целостном восприятии, о гармонии и единстве мира; о роли личности в развитии общества; формировать жизненную позицию. 5. Содействовать укреплению здоровья, физическому развитию студентов. Воспитание здорового образа жизни. 6. Развивать навыки эффективного взаимодействия в группе.
Принципы построения плана воспитательной работы в группе: 1. Принцип предметной деятельности, т. е. создание самоуправляемых групп для организации деятельности. 2. Принцип совместного планирование воспитательной деятельности классным руководителем и студентами. 3. Принцип смены видов деятельности. 4. Принцип участия всех студентов группы. 5. Принцип учета познавательных и личностных свойств студентов. 6. Принцип выбора для самоактуализации личности каждого студента.
4 этап. Корректирующий. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных и преодоление негативных качеств. Корректирование завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результативность.
Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Н.Рыленков.
Источник: http://Личностно-ориентированный подход |