Воскресенье, 19.05.2024, 11:39Приветствую Вас Гость | RSS
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 317

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Гуманитаризация образования на уроках иностранного языка


 

Гуманитаризация образования на уроках иностранного языка.

 

Галкина А.Н.,

старший преподаватель

кафедры педагогических

 инноваций КОИПКРО

 

Иностранный язык обладает большими возможностями для интеллектуального и нравственного развития учащихся, основанного на национальных и общечеловеческих ценностях, огромным гуманистическим и личностно-развивающим потенциалом.

На уроках иностранного языка  можно  создавать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов учебного процесса, условий, благоприятствующих развитию и совершенствованию личности учащегося, способного осознанно и мотивированно учиться, приобретая знания и личностные качества для всей последующей деятельности. Большое значение имеет изучение жизни, традиций, обычаев, культуры страны изучаемого языка в тесной взаимосвязи с изучением собственной культуры, что позволит учащимся не только получать информацию об окружающем их мире, но и сохранить их собственную национальную самобытность.

 Одним из перспективных направлений гуманитаризации образования на уроках иностранного языка является проектно-исследовательская деятельность, которая показывает практическую ценность изучения иностранного языка, дает возможность почувствовать необходимость владения иностранным языком.

Введение в процесс обучения иностранным языкам проектно-исследовательской деятельности повышает эффективность таких значимых умений, как анализ и обобщение информации, сопоставление конкретного и абстрактного, умения производить интуитивные заключения, предвидеть результаты.

Проектно-исследовательская деятельностьсоздает условия для того, чтобы выпускники обладали определенными качествами личности, в частности, умели

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умело выходить из них;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта и культурного уровня.

Важно стимулировать непосредственный интерес к языку как таковому. Для этого следует придать работе над языком характер поисковой, исследовательской деятельности, в результате которой у учащихся разовьется филологическая зоркость, умение видеть за языковым знаком значение и смысл.

Результатами проектно-исследовательской деятельности являются творческие работы учащихся: исследовательские проекты, презентации, сайты; дидактические материалы: буклеты, кроссворды, викторины, электронные грамматические приложения и многое другое. В последнее время практически все виды творческих работ выполняются с использованием информационных компьютерных технологий. Защита проекта стала в последнее время одной из форм проведения переводных экзаменов по иностранному языку.

Основой формирования гражданской позиции и социальной активности учащихся является внеурочная проектная деятельность. Она имеет большее, чем урок, временное пространство, большее число участников. В качестве примера внеурочной проектной деятельности рассмотрим программу иностранных языков «Евростар», созданную и реализуемую в гимназии г. Нерехты. Уникальность программы в том, что она охватывает учащихся всех ступеней обучения. В рамках программы проводятся мероприятия, в которых находят свое применение учащиеся с различными способностями. Она предоставляет целую палитру сфер деятельности, где можно быть успешным, «воспитывать» себя в соответствии со своей шкалой ценностей.

Модель программы «Евростар» состоит из следующих  элементов – ступеней:

-         Личностно-ориентированный урок иностранного языка.

-         Индивидуальные проектные и исследовательские работы.

-         Литературная викторина по произведениям знаменитых  авторов страны изучаемого языка для учащихся средней ступени обучения.

-         Конкурс эрудитов для учащихся средней и старшей ступени обучения, который представляет собой тест по истории, культуре и традициям страны изучаемого языка.

-         Разговорный и киноклуб для членов клуба иностранных языков.

-         Конкурс знаний иностранных языков для учащихся 9-11 классов, победители которого стажируются в стране изучаемого языка и получают возможность общения с зарубежными сверстниками в страноведческом лагере «Земля – планета людей».

-         Библиотека иностранной литературы с выходом в Интернет, которая включает периодические издания на иностранных языках, учебная, методическая, художественная литература, электронные учебные пособия, энциклопедии, словари.

           
Выстроенная таким образом программа позволяет учителю создать свою дифференцированную систему обучения иностранным языкам, которая в свою очередь дает возможность создать  оптимальные условия для развития потенциальных возможностей учащихся, в соответствии с их индивидуальными особенностями, способностями  и потребностями:

  учащимся предоставляется возможность усваивать учебный материал на разном уровне (но не ниже базового), в зависимости от обученности, иноязычно-речевых способностей, познавательных интересов и степени развития  мотивации; 

• в процессе обучения учитываются индивидуальные особенности и потенциальные возможности учащихся;                                                                                 

• процесс обучения иностранным языкам построен на дифференцированной основе с возможностью выбора учащимися  темпа обучения и содержательной глубины материала;                                                                      

• используются дифференцированные программы  разной   степени сложности.

Система дифференцированных заданий различной степени трудности способствует успешной адаптации учащихся при обучении иностранному языку, формирует индивидуальное своеобразие личности школьника.

Постепенно продвигаясь по обучающим ступеням программы, каждый  учащийся поднимается по своей «лестнице успеха»: от успеха в иноязычном общении до успеха в конкурсах, олимпиадах, и, в конечном итоге, успешном построении своей профессиональной карьеры.

Программа «Евростар» повышает познавательную активность учащихся, меняет их отношение к предмету и стиль общения, делая их более открытыми к восприятию добра, формирует понятия о чести, любви к родной природе, к Родине, гордости за ее историческое прошлое, желание стать достойными защитниками Отечества.

Таким образом, изучение иностранных языков может способствовать гуманитаризации образования, если будут реализованы следующие психолого-педагогические условия:
- педагогический процесс по иностранному языку нацелен на развитие и саморазвитие учащихся;

- содержание обучения иностранному языку дополнено материалами, связанными с понятиями культуры, истории, человеческих ценностей;
- воспитание и развитие личности учащихся на уроках иностранного языка определяется моделью социокультурной личности учащегося и осуществляется через совершенствование эмоционального, интеллектуального и деятельностного компонента его гуманитарной культуры.


Категория: Мои статьи | Добавил: annagalkina (09.12.2008)
Просмотров: 1936 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика