Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения французскому языку
Галкина Анна Николаевна,
учитель французского языка
гимназия г. Нерехта
Сегодня обществу ценен человек-творец. Поэтому задача школы – дать ребенку возможность не только получить готовое знание, но и открыть что-то самостоятельно, научить думать, принимать решения, быть готовым учиться всю жизнь.
Поистине компьютер открывает безграничные возможности для организации совершенного учебного процесса. Подбор материалов и иллюстраций, а так же общение и обмен опытом с коллегами – малая часть возможностей, которые предлагает нам компьютер.
Использование информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность процесса обучения. Благодаря сотрудничеству с посольством Франции кабинет французского языка гимназии оснащен не только аутентичными учебными пособиями, но и видео, аудио и электронными учебными пособиями, которые регулярно используются на уроках французского языка и имеют большую популярность среди учащихся.
Моим учащимся очень нравится работать за компьютерами во время уроков французского языка, даже если это контрольная работа. Я уверена, что я и мои ученики – это единая информационная сеть, и глобальная, и локальная. Я считаю, что ценность информатики в ее прикладной стороне: выживают лишь те знания, которые находят применение на практике.
Так, например, обучение грамматике на младшей и средней ступенях обучения сопровождается использованием компьютерной программы «Грамматика для начинающих», которая позволяет отследить индивидуальные достижения каждого ученика.
На старшей ступени обучения существуют более сложные программы для изучения французского языка: «Tell me more», «Français d’or », «Les chateaux de la Loire ».
В кабинете французского языка имеется так же электронная версия знаменитой французской энциклопедии « Larousse », благодаря которой учащиеся могут найти дополнительную информацию по французскому языку при выполнении творческих заданий.
Кроме этого, продвинутые учащиеся с помощью ИКТ сами создают дидактические материалы для уроков французского языка: викторины, кроссворды, презентации, буклеты, сайты проектов.
Учащиеся так же активно используют электронную почту при переписке с друзьями из Франции. Некоторые уроки специально посвящены обучению использования электронной почты не только на русском, но и на французском языке, а так же составлению электронных сообщений.
В результате совместной деятельности учащихся 10 и 6 класса был создан проект «Почему Нерехту называют город-музей». Так получилось по программе, что тема «Родной город» изучается параллельно в 6 и 10 классе. И я решила их объединить. Объединить с помощью компьютерных технологий. Учащиеся 10 класса сами подбирали материал для презентаций, делали перевод с русского на французский. Шестиклассники в это время готовили компьютерный буклет о Нерехте. Учащиеся 10 класса представили свои работы на уроке в 6 классе. Чтобы проверить уровень усвоения нового материала, десятиклассники подготовили викторину о Нерехте и кроссворд (в программе Exel). Затем ребята создали сайт проекта на французском языке. Защита проекта состоялась на районном семинаре директоров школ «Управление введением предпрофильной подготовки и профильного обучения» в направлении «Использование ИКТ в процессе обучения». Данный проект участвовал в областном конкурсе мультимедийных проектов и был отмечен благодарственным письмом и поощрительным призом в номинации «К знаниям через исследование».
Чтобы оживить учебный процесс и повысить мотивацию на уроках я использую различные формы творческих работ: составление кроссвордов, подготовка коллажей, выпуск газет, сообщений на различные темы, написание мини-сочинений, докладов, рефератов, исследовательскую деятельность. В последнее время практически все виды творческих работ выполняются с использованием компьютерных технологий.
В 2006 году одна из первых в гимназии я ввела новую форму сдачи переводного экзамена по французскому языку. Применяя в процессе обучения индивидуальный подход к учащимся, я предложила учащимся проектно-исследовательскую деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ребятам предлагалось (по их собственному желанию!) оформить результаты исследований по выбранной теме в форме компьютерной презентации. В этой форме работы был небольшой риск, так как не все учащиеся 6 класса имеют дома компьютер, и не все учащиеся владеют компьютером в должной мере. Но в результате работы над своими проектами многие ребята научились составлять презентацию, сканировать фотографии, выходить в Интернет для поиска необходимой информации. В результате шестеро ребят успешно защитили свои проекты на переводном экзамене по французскому языку.
Таким образом, активно внедряя в процесс обучения французскому языку информационно-коммуникационные технологии, идет развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, а так же наблюдается положительная динамика работ учащихся с использованием ИКТ, растет качество и уровень творческих работ учащихся.
|